Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 58

Цианотипия - солнечная печать

  • 14 Июнь
Оцените материал
(2 голосов)

В середине 19 века появилась удивительная техника, потенциал которой раскрывается по сей день. С работ на зрителя из синевы фона выступают белые, как бы немного объемные, а кое-где растворяющиеся, акварельные силуэты растений; отпечатки портретов и пейзажей кажутся созданными  кистью, а не объективом.

У этой техники есть несколько названий: гелиография, цианотипия, тенеграфия, sunart (солнечное искусство), sunprint (солнечные отпечатки). В начале своего творческого пути цианотипия помогала ученым копировать чертежи и рукописи, а ботаникам создавать фотограммы растений, фотографы делали с ее помощью тестовые отпечатки.

Сейчас цианотипия - самый распространенный среди фотографов альтернативный фотопроцесс, постепенно его берут на вооружение дизайнеры по тканям, декораторы. На западе sunprints активно используют в детском творчестве.

Изображение получается с помощью светочувствительного раствора комплексных солей железа и ультрафиолета. Для создания композиций подходят непрозрачные или полупрозрачные плоские объекты (засушенные растения, вырезанные из бумаги фигуры, кружево, негативы - и многие другие вещи с интересным силуэтом), а также, конечно, фотонегативы, напечатанные на прозрачной пленке. Там, где поверхность работы была закрыта этими вещами, она остается белой, куда же попали солнечные лучи — приобретает синий цвет (его еще называют «прусским голубым» или "берлинской лазурью»). Комплексные соли железа при взаимодействии с ультрафиолетом и водой образуют нерастворимое в воде и не токсичное соединение — пигмент «берлинская лазурь».

О технике:

Изображение можно получать на натуральных материалах: тканях (шёлке, льне, хлопке), бумаге, дереве, керамике.

Процесс прост и состоит из одной стадии: после выкладки композиции и экспонирования под ультрафиолетом (на улице, под солнцем, или под ультрафиолетовыми лампами), работы промываются в воде.

Расходные материалы, использующиеся для сенсибилизации материалов, недороги, доступны, хранятся довольно продолжительное время, безопасны при применении по назначению.

Существует несколько рецептов приготовления светочувствительного раствора - это позволяет использовать имеющиеся в данный момент в продаже реактивы.

Изображения устойчивы (в музеях хранятся отпечатки, выполненные в 19 веке). Процесс  выцветания на солнце обратим: их можно поместить в темноту, где они восстанавливаются до исходного состояния.

Полученные изображения можно тонировать буквально «подручными» средствами (например, бумагу и ткань можно тонировать раствором чая и куркумы). Так же можно использовать цветную ткань.

Процесс подбора материалов и создания композиций часто напоминает увлекательную игру или «охоту»: ограничения по цвету и приемам отлично стимулируют творческие способности.

Благодаря глубокому синему цвету работы приобретают большую декоративность и поэтичность.

Фотограммы растений на фактурной акварельной бумаге станут отличным акцентом в интерьере.

 

Мария Первушина - художник, дизайнер, фотограф, детский педагог, занимается цианотипией уже пять лет. Проводит мастер-классы для взрослых и детей. В конце мая её работы экспонировались в выставочном зале "Солнцево" на выставке "Sunprints".

- Маша, а ты сама что-нибудь внесла новое в эту технику? Или, может быть, наоборот, нашла какие-нибудь старинные рецепты?

Сложно сказать, внесла ли что-то в технику: это очень экспериментальный процесс. Постоянно что-то ищу: объекты для экспонирования, пути решения каких-то композиционных задач.

- Что тебе больше всего нравится в творческом процессе? 

Я не сильно экспериментирую с рецептами состава, меня больше интересует работа с композицией, дальнейшее окрашивание-тонирование в другие цвета. И неожиданности в процессе очень люблю.

- Какие растения чаще всего ты используешь в работах? Как лучше их подготовить? 

- Папоротники, люпины, иван-чай. Сушить можно проще, чем для гербарных композиций (так как цвет растений не важен). Если небольшие растения - в книге, только не с мелованной бумагой. Большие - перекладываю газетами, а сверху - пресс. Можно еще сделать гербарную папку. Как ботаники делают: скручивают шурупами 2 листа фанеры нужного размера, а между ними - та же газета и растения.

Из сложностей с засушиванием и созданием композиций: растения живые существую в трехмерном пространстве, а сухие - в двухмерном. Приходится от каких-то фрагментов растений избавляться, да еще, чтобы это было более-менее естественно.

Главное вдохновение - наблюдение растительных фактур в природе!


Фото и материалы предоставлены Марией Первушиной.

 

 

Другие материалы в этой категории: « Террариумы от Slugandsquirell Украшения из живого мха »

© "Сад в городе"